Моя профессия – моя карьера

Моя профессия


Жизнь современного мира настолько разнообразна, что много вещей, много областей и много всего обычный среднестатистический человек познать просто не в силах. Человек, чаще всего, может разбираться только в некоторых областях его жизни. Кто-то больше, кто-то меньше. Кто-то может охватить много областей сразу, а кто-то лишь одну. Кто-то лишь поверхностно изучает особенности, а кто-то более углубленно. Во многом каждый человек выбирает сам для себя то, что его больше всего устраивает и то, что ему нравится.

Человек растет, развивается и совершенствуется, в случае, когда он становится тем, кем становится, делает то, в чем нуждается и то, чем ему нравится заниматься, он становится профессионалом.

Каждый хочет стать профессионалом или хотя бы превосходно разбираться в каком-то определенном деле, но в большинстве не удается добиться желаемого. Профессионалом становится тот, кто много трудится над собой, над своими способностями и в результате добивается многого.

Взять молодого человека, который открывает в себе тягу к приготовлению блюд. Он пробует готовить сначала простые блины, запеканки, затем пироги. Его тягу отчасти кто-нибудь замечает. Он решает связать свою будущую профессию с поварским делом. Для него неважно готовить ли блюда национальной кухни или экзотической. В колледже или техникуме, куда он поступает учиться на повара, внимательно слушает все, чему его хотят обучить, ведь он понимает, что нигде больше такой информации он не получит. Учась в профессиональной образовательной организации, он активно участвует во всех возможных мероприятиях, где можно продемонстрировать свои способности. И его замечают, делают предложения попробовать стать кем-то большим, чем простым учеником. Он соглашается без раздумий, набирается опыта. А окончив учебное заведение, сразу находит применение своих знаний. Работа дает ему большой опыт. И вот спустя некоторое время он уже большой профессионал в области кулинарного искусства. А если его амбиции и дальше ведут себя активно, то он становится шеф-поваром престижного в городе ресторана.

Взять бизнесменов. Многие не имеют высшего образования, а становятся большими профессионалами в ведении бизнеса порой высокого уровня и размера. К успеху их привело желание стать богатым и старания добиться успеха. Они могли просчитать некоторые вещи наперед. Они не остановились на полпути, как бы нелегко им было. Приходилось не раз рисковать всем, что у них имелось. Из нескольких начинающих бизнесменов, не связанных друг с другом, лишь один добивается больших успехов. Становится профессионалом в бизнесе, акулой, так сказать. Потому что он не идет на попятную, он трудится день и ночь, отказывает себе во многом ради успеха. Он не отказывается от своего, даже если все и вся вокруг говорит о провале. Тем не менее, уверенный упорный человек верит в свои силы и удачу, и добивается желаемого. Постепенно новичок становится опытным матерым предпринимателем, который начинает разбираться в мельчайших деталях ведения бизнеса. Его становится сложнее обмануть. А это означает, что он профессионал.

Как же стать профессионалом в чем-либо? Есть ли какой-то универсальный план действий?

Универсального рецепта, как стать профессионалом, к сожалению, нет. Но можно постараться подчеркнуть некоторые правила или скорее рекомендации.

  1. Интерес

    Именно он является первым шагом к открытию чего-то нового. Надо развивать его, превращая в навыки, способности и, наконец, в знания и умения. А далее уже все вокруг будет участвовать в развитии интереса, будет давать нужную информацию, нужных людей и нужные моменты.

  2. Вера в свои силы, не смотря на повторяющиеся неудачи.

    Ведь даже неудача – это результат, некое развитие, изменение обычного положения дел. А за неудачей обязательно последует удача. Вспомните алгебру. Сначала идет отрицательные знаки – ноль – положительные знаки. Так же и с удачей.

  3. Стараться изо всех сил, делать все возможное.

    Обязательно пополнять свои знания, умения или хотя бы информационное обеспечение. Ведь не зря есть поговорка: «Без труда не вытащишь и рыбку из труда». Так и здесь, малейшее усилие обязательно вознаградится.

  4. Ни в коем случае не останавливайтесь на достигнутом.

    Нельзя стать профессионалом, пройдя только первые ступени.

Профессионал – это тот, кто знает свое дело безупречно и в полном объеме. Он может разбираться в любой мелочи. А это означает, что он прошел от самых азов до самой вершины. И теперь стоит на этой вершине и глядит осознанно сверху вниз.

Профессионалом стать не сложно, нужно просто немного постараться. И успех обязательно появится в жизни. Обязательно!

Моя карьера


Выбрав профессию, выучившись и трудоустроившись по профессии в компанию, организацию, предприятие, человек приходит к пониманию, что это только начало. Профессионального становления, роста, успеха, карьеры. Главное - понять, какие результаты важны в конечном счете: рост, обучение, стабильность и т.д.

Карьера может развиваться в трех направлениях:

  1. профессиональный рост;
  2. финансовый рост, то есть постепенное повышение заработной платы;
  3. развитие в горизонтальной плоскости (при этом не исключен рост заработной платы) или должностной рост по вертикали (подразумевает получение более высокой по статусу должности).

Считается, что в идеале развитие должно идти по всем направлениям. Строить карьеру, делая целью исключительно деньги - бессмысленно, это приведет лишь к выгоранию и безразличию, равнодушию в работе. Также необходимо попытаться объективно оценить свои знания и свой потенциал. Стремление к финансовым или карьерным вершинам без совершенствования знаний, умений, компетенций – все равно, что восхождение на Эверест без страховки.

Изучая предложения о работе, можно заметить, что крупные компании предлагают стремительный вертикальный карьерный рост, хотя на практике он происходит гораздо медленнее. В небольших компаниях успешно практикуется горизонтальный карьерный рост. Возможности вертикального роста здесь ограничены размерами организации, но если это происходит, то движение вверх более стремительное – от специалиста до директора, так как нет промежуточных позиций.

Дж. Голланд выделил шесть основных личностных ориентаций, (http://www.k2x2.info/uchebniki/upravlenie_personalom/p7.php#metkadoc39) определяющих выбор карьер, к которым люди наиболее склонны:

  1. реалистическая ориентация – склонность к занятиям, связанным с физической силой, манипулированием инструментами и механизмами, требующим навыка, силы и координации. Например, лесоводство, фермерство и сельское хозяйство;
  2. исследовательская ориентация – склонность к карьере, связанной скорее с интровертной деятельностью (размышление, организация, интерпретация), чем аффективной (чувство, межличностное общение и эмоции). Примером являются работники, занятые научно-исследовательской деятельностью;
  3. артистическая ориентация – склонность к карьере, которая требует самовыражения, артистического созидания, выражения эмоций и индивидуальности. Это художники, музыканты, артисты;
  4. социальная ориентация – склонность к карьере, которая подразумевает скорее межличностное, чем интеллектуальное или физическое взаимодействие: дипломатическая служба, социальная работа;
  5. инициативная ориентация – склонность к карьере, которая подразумевает вербальную активность, связанную с влиянием на других: менеджеры, адвокаты, пресс-секретари;
  6. конвенциональная ориентация – склонность к карьере, обеспечивающей структурированную, регулируемую деятельность, а также профессии, в которых необходимо, чтобы подчиненный сопоставлял свои персональные потребности с организационными: бухгалтеры и банкиры.

Большинство людей имеет более одной ориентации, и Дж. Голланд полагает, что чем более похожи или совместимы эти ориентации, тем меньше внутренний конфликт и легче принимать решение о выборе карьеры. Для иллюстрации этого он разместил каждый вид ориентации в одном из углов правильного шестиугольника (рисунок 1).


рис. 1. Выбор профессиональной ориентации

рис. 1. Выбор профессиональной ориентации


При этом две наиболее близкие ориентации на схеме соответствуют наиболее совместимым, а человек, у которого две ориентации находятся рядом, будет иметь меньше проблем, выбирая карьеру. Если же ориентации окажутся противоположными (например, реалистическая и социальная), у человека может оказаться много проблем при выборе и построении карьеры.

У человека, в процессе социализации на основе и в результате научения в начальные годы развития карьеры, по утверждению Э.Шейна, возникает «якорь карьеры» - интерес или ценность, от которой личность ни за что не откажется, если придется делать выбор. Якорь карьеры является устойчивым и может оставаться стабильным длительное время.

На основе исследований были выделены несколько якорей карьеры:

  1. технико-функциональная компетентность;
  2. менеджерская компетентность;
  3. автономия;
  4. стабильность;
  5. служение;
  6. вызов;
  7. интеграция стилей жизни;
  8. предпринимательство.


Дадим характеристику каждому из якорей карьеры.

  1. Технико-функциональная компетентность. Эта ориентация связана с наличием способностей и талантов в определенной области (научные исследования, техническое проектирование, финансовый анализ). Человек с такой ориентацией хочет быть мастером своего дела, достигнуть успеха в профессиональной сфере, но быстро теряет интерес к работе, которая не позволяет развивать свои способности. Такой человек одновременно ищет признания своих талантов, что должно выражаться в статусе, соответствующем его мастерству. Он готов управлять другими в пределах своей компетентности, но управление не представляет для него особого интереса. Поэтому многие из этой категории отвергают работу менеджера, а управление рассматривают как необходимое условие для продвижения в своей профессиональной сфере. Обычно это самая многочисленная группа в большинстве организаций, обеспечивающая принятие компетентных решений. В области признания заслуг ценится отношение своих коллег-профессионалов. В оплате труда эта группа людей ориентирована на критерий внешнего равенства, т. е. на сравнение с оплатой специалистов той же квалификации. Если оплата труда удовлетворяет этому критерию, то ответственность за результаты труда повышается.
  2. Менеджерская компетентность. В данном случае первостепенное значение имеют ориентация личности на интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных функций организации. С возрастом и опытом работы эта карьерная ориентация проявляется сильнее. Такая работа требует навыков межличностного и группового общения, эмоциональной уравновешенности, чтобы нести бремя ответственности и власти. Человек с карьерной ориентацией на менеджмент будет считать, что не достиг целей своей карьеры, пока не займет должность, на которой сможет управлять различными сторонами деятельности предприятия – финансами, маркетингом, производством продукции, разработками, продажами. Критерием продвижения этих людей являются «результаты», т. е. конкретные заслуги или измеряемые результаты деятельности. Наиболее важная форма признания – продвижение на позицию с большей ответственностью. Эта позиция оценивается через комбинацию ранга, звания, зарплаты, числа подчиненных, размера бюджета, за который данный человек отвечает, важности участка работы для будущего организации и др.
  3. Автономия (независимость). Первичная забота личности с такой ориентацией – освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Такой человек не хочет подчиняться правилам организации (рабочее место, время, форменная одежда), испытывает сильную потребность делать все по-своему, в своем темпе и по своим стандартам. С его точки зрения, организационная жизнь накладывает на него слишком жесткие ограничения, поэтому он предпочитает делать более независимую карьеру. Если такая ориентация выражена сильно, то ради сохранения своей независимости личность готова отказаться от продвижения по службе или от других возможностей. Такой человек может работать в организации, которая обеспечивает достаточную степень свободы, но не будет чувствовать серьезных обязательств или преданности организации и будет отвергать любые попытки ограничить его автономию.
  4. Стабильность. Эта карьерная ориентация обусловлена потребностью в безопасности и стабильности для того, чтобы будущие жизненные события были предсказуемы. Различают два типа стабильности: стабильность места работы и стабильность места жительства. Стабильность места работы подразумевает поиск работы в такой организации, которая обеспечивает определенный срок занятости, имеет хорошую репутацию, заботится о своих работниках после увольнения. Человек с такой ориентацией перекладывает ответственность за управление карьерой на организацию, при этом он готов совершать географические перемещения в зависимости от потребности компании. Человек, ориентированный на стабильность места жительства, связывает себя с географическим регионом и меняет работу или организацию только в том случае, когда это предотвращает его переезд. Люди, ориентированные на стабильность, могут быть талантливыми и занимать высокие должности в организации, но, предпочитая стабильную работу, они откажутся от повышения, если оно грозит риском и неудобствами, даже в случае открывающихся хороших возможностей роста.
  5. Служение. Основными ценностями при данной ориентации являются «работа с людьми», «служение человечеству», «помощь людям», «желание сделать мир лучше» и т. д. Человек с такой ориентацией имеет возможность продолжать работать в этом направлении, даже если ему придется сменить место работы. Он не будет работать в организации, которая враждебна его целям и ценностям, и откажется от продвижения или перевода на другую работу, если это не позволит ему реализовать главные ценности жизни.
  6. Вызов. Основные ценности при карьерной ориентации данного типа – конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач. Человек ориентирован на то, чтобы бросать вызов. Социальная ситуация чаще всего рассматривается с позиции «выигрыша-проигрыша». Процесс борьбы и победа более важны для человека, чем конкретная область деятельности или квалификация. Новизна, разнообразие и вызов имеют для людей с такой ориентацией очень большую ценность.
  7. Интеграция стилей жизни. Человек ориентирован на интеграцию различных сторон образа жизни. Он не хочет, чтобы в его жизни доминировала только семья, или только карьера, или только саморазвитие. Он стремится к тому, чтобы все это было сбалансировано. Такой человек больше ценит свою жизнь в целом, чем конкретную работу, карьеру или организацию. Его в наибольшей степени привлекает гибкость и возможность выбора, предоставляемая организацией: возможность свободного передвижения, гибкий график работы, частичный рабочий день и т. п. Он ориентирован на организацию, уважающую личные и семейные проблемы.
  8. Предпринимательство. Человек стремится создавать что-то новое, преодолевать препятствия, готов к риску. Он не желает работать на других, а хочет иметь свое дело, создать финансовое благополучие. Креативная способность предпринимателя направлена конкретно на создание новой организации, продукта или услуги, которые могут быть идентифицированы с его производительными усилиями. Он стремится сам строить свою карьеру, эгоцентричен, ищет публичного признания. Предприниматель будет продолжать свое дело, даже если сначала будет терпеть неудачи и ему придется серьезно рисковать.

При построении карьеры, необходимо помнить, изменения в обществе технологий, организационных структур, изменения на рынке, в производственных отношениях ускоряются и углубляются с каждым годом. У людей есть возможность заниматься своим развитием на протяжении всей жизни. Однако далеко не все желают этим заниматься, предпочитая использовать старые знания и приобретенный опыт, и поэтому неизбежно отстают от жизни.

Саморазвитие – непрерывный процесс!

Как показали многочисленные исследования, идеи индивидуального развития сопутствуют успеху.

Индивидуальное развитие человек начинает с анализа своих возможностей. При этом необходимо изучить собственный потенциал, свою натуру, свои внутренние сомнения, причины робости, так как они оказывают значительное влияние на поведение человека и его чувство удовлетворенности от своих действий.

Индивидуальное развитие зависит не только от приобретения новых навыков и знаний, но и от устранения разного рода ограничений.

В таком вопросе, как развитие карьеры, нельзя полагаться на судьбу, лучше взять все под строгий контроль и следовать намеченным курсом. Именно поэтому подробный план карьерного роста избавит от неопределенности и поможет принять решение, когда это будет необходимо, например, если перед вами стоит выбор: остаться на своем месте или попытать счастья у другого работодателя.

Прежде чем разработать цели карьеры и собственную карьерограмму, необходимо искренне ответить самому себе на следующие вопросы:

  1. Какими знаниями и навыками я обладаю?
  2. В какой профессиональной сфере хочу развиваться?
  3. До какой позиции желаю вырасти?
  4. Какие навыки и знания мне нужно приобрести, чтобы занять желаемую должность, достигнуть мастерства?

При ответе на вопросы ориентируйтесь на собственные желания, а не на критерии успешности, которые диктует общество.


13 шагов в развитии карьеры

  1. Любите то дело, которым занимаетесь.
  2. Начинайте с низших должностей. Так вы получите полезный опыт и сможете изучить интересную вам сферу изнутри.
  3. Воспитывайте в себе упорство и настойчивость.
  4. Ничего не забывайте. Если вы не обладаете прекрасной памятью, заведите себе ежедневник, в который вы сможете записывать всю важную для вас информацию.
  5. Не стесняйтесь задавать вопросы и искать помощь, но старайтесь с этим не перебарщивать. Помните, что лучше спросить и сделать хорошо, чем не спросить и сделать плохо. Вопрос характеризует вас не как слабого человека, а как проявляющего интерес к своей работе профессионала, уважающего коллег.
  6. Не сидите на месте. Будьте инициативны. Вы же хотите, чтобы вас заметили. Начните, наконец, воплощать ваши идеи в жизнь, предлагайте свои проекты руководству, дайте своей творческой мысли развиваться и созидайте. 
  7. Учитесь работать в команде. Руководители крупных компаний в один голос утверждают, что командная работа гораздо более эффективна, чем работа в одиночку. Способность работать вместе – это одно из самых необходимых профессионально важных качеств, и от этого никуда не денешься. Люди, не обладающие ею, практически никогда не добиваются успехов в построении карьеры.
  8. Налаживайте контакты. Вообще человеку, обладающему различными знакомствами в разных сферах, проще строить свою карьеру. Заручитесь  поддержкой коллектива: необходимо, чтобы в вас видели опытного работника с лидерскими качествами, это отметит руководство, и ваши шансы на повышение возрастут.
  9. Постоянно учитесь. В современном мире в некоторых сферах информация полностью обновляется в течение нескольких лет. Единственный шанс идти в ногу со временем – учиться, учиться и еще раз учиться.
  10. Избавляйтесь от вредных привычек. Это пустая трата времени и здоровья, которая в любом случае будет мешать вашей карьере (работодатель всегда старается набирать персонал без вредных привычек, поэтому их отсутствие может быть вашим дополнительным плюсом).
  11. Проявляйте инициативу, но не позволяйте другим садиться вам на шею. Здесь важно найти баланс. С одной стороны, инициатива – это здорово, и она презентирует вас как ценного специалиста, а с другой – перебарщивая с инициативой, вы рискуете выглядеть “выскочкой” и набрать кучу ненужных вам обязанностей, выполнение которых не пойдет на пользу ни вам, ни вашей карьере.
  12. Если вы работаете в угасающей индустрии – срочно уходите из нее до того, как потеряете работу. Тем самым вы проявите дальновидность и смелость, а также прекрасные способности к прогнозу и анализу ситуации.
  13. Избегайте тупиковых должностей – тех, из которых некуда расти. Когда берете на себя какую-то функцию или когда вам предлагают новую должность, старайтесь трезво оценить, есть ли у вас с ней перспективы карьерного роста или нет. Сначала многие такие вещи могут выглядеть как повышение, но через пару лет ваши коллеги пойдут вверх, а вы останетесь сидеть на месте.

Притча о том, как стать Мастером своего дела

Ранним утром ученики пришли к своему Учителю на традиционную беседу. Они расположились на циновке у камина и терпеливо ждали, когда Учитель заговорит.

- Ну что же, рассказывайте, с чем вы пришли сегодня, - произнес Учитель, от внимательных глаз которого не укрылось волнение учеников.

- Учитель, вчера вечером у нас был жаркий спор. Мы хотели разобраться, что нужно для того, чтобы стать Мастером своего дела. Таким, как ты. Мы спорили до рассвета. И спали всего несколько часов, но не чувствуем усталости. Мы взволнованы и хотим услышать твой ответ.

- Не спешите. Прежде скажите, к чему же вы пришли в итоге своих споров? – улыбнувшись, ответил Учитель и стал перебирать в руках камушки, которые достал из кармана.

- Мы пришли к тому, что нужно учиться, развиваться в своем деле, оттачивать свое мастерство!

- И это все? – спокойно спросил Учитель, удобно расположившись на циновке у камина.

- Нужно обучать других людей и делиться с ними своими знаниями и опытом! – тут же ответили ученики.

- И это все? – Учитель прикрыл глаза и, казалось, погрузился в полудрему.

- Соревноваться с самим собой! Стараться стать лучшим!

- Неплохо. Но есть кое-что поважнее. – Учитель продолжал сидеть с закрытыми глазами и все так же перебирал камушки.

- Помогать другим людям! Стремиться сделать мир лучше! – наперебой кричали ученики, которым не терпелось узнать ответ.

- Еще! Просыпайтесь уже!

- Всю жизнь посвятить своему Делу! – теперь уже стали слышны лишь отдельные возгласы.

После этого Учитель подождал немного, а затем разложил перед учениками камни, которые перебирал руками. Их было несколько: один в форме круга, другой – в форме гладкого прямоугольника, третий – в форме сердца, четвертый – просто непонятный бесформенный обломок, пятый – кусочек розового кварца.

Учеников было пятеро, и Мастер предложил каждому выбрать камень. Причем, сделать это по очереди, в том порядке, как они сидели перед ним. Первый ученик взял камень в форме сердца, второй выбрал круглый, третий взял себе розовый кварц, четвертый – камешек в форме прямоугольника, а пятому достался бесформенный обломок.

- А теперь подумайте и сами ответьте на свой вопрос, с которым вы сегодня пришли, - улыбаясь, проговорил Мастер.

- Знаем, знаем!  Каждый из нас выбрал камень, который ему по душе! Прежде чем начать совершенствоваться, нужно выбрать себе любимое дело! То, которое будет вдохновлять! И давать сил! – ученики были радостны и не могли усидеть на месте от восторга.

- Вы правы. Но посмотрите немного глубже. У кого был самый большой выбор?

- У того, кто был первым.

- А у кого выбора не было? – продолжил Мастер.

- У того, кто делал его последним. Ему ничего не оставалось, кроме как взять бесформенный обломок.

- Вот вам и сегодняшний урок: не позволяйте кому-то ограничивать ваш выбор. Вы могли воспротивиться мне и сказать, что хотите выбирать из пяти камней. А могли выйти на улицу и принести другой камень, который вам приглянется. А вы подчинились мне, вы разрешили мне ограничить вас. Ученики молчаливо смотрели на Учителя.

- А теперь ступайте и обдумайте сегодняшний урок. Всегда в своей жизни выбирайте то, что вам по сердцу. Будьте смелы, чтобы оглянуться вокруг себя и посмотреть чуть дальше, чем вам предложено. Когда вы выберете себе дело жизни таким образом, не ограничивая себя и следуя зову своего сердца, это будет союз любви. А это значит, что вы будете полны сил для того, чтобы пройти этот непростой путь и стать Мастером. Мастером своего дела.



Каждый планирует и выстраивает свою карьеру сам. И понятие карьера для каждого свое. Посмотрите, как видят свою карьеру студенты Торгово-технологического колледжа:

  1. Карьера в ресторанном бизнесе. Ивакина Ю.Д.
  2. Менеджер в ресторанном бизнесе. Ивакина Ю.Д.

Полезные ссылки в Интернете

Дополнительный материал



Прочитайте, найдите в Интернете рекомендуемый фильм. Какие положительные выводы можно сделать?


«Не бойтесь начать с самой маленькой должности, – подсказывает Юлия Егорова, координатор агентства «1000 кадров». – Такие позиции, как секретарь, ассистент отдела, сотрудник call-центра, помогут быстро освоиться, набраться знаний и навыков, чтобы расти дальше». «Не забудьте сообщить всем знакомым, что ищете работу, – напоминает Вировец Ю. автор книги «Адаптация на рабочем месте: правила выживания» – Как показал наш опрос, эффективность этого метода оценили 80 % россиян: компании охотно принимают в свои ряды людей, которых им порекомендовали сотрудники».

Начните с малого.

Не бойтесь начать карьеру с должности ассистента или даже помощника ассистента. Вы не только узнаете все о компании, но и будете ближе к начальству — и преимущества постоянного общения с боссом очень скоро могут вылиться в ваше повышение. ПРИМЕР: фильм «Дьявол носит Prada». 

Мамочки мои.

Пока ваши однокурсники выстраивали свои карьеры, вы осваивали роль мамы, работали волонтером в хосписе, совершали кругосветное путешествие, то есть были где угодно, только не на рабочем месте? Найти работу тем, кто в силу возраста уже не может называться молодым специалистом, как правило, мешает страх, что время упущено. Юлия Егорова спешит уверить в обратном: «Даже если вы впервые начи­наете работать после 30, у вас есть шанс сделать неплохую карьеру!» Сейчас все чаще работодатели отдают предпочтение кандидатам постарше: их жизнь уже налажена, что служит гарантией стабильности, того, что спустя год они не сбегут на новую работу или в декрет. «Отправляясь на собеседование, вы должны помнить: отказывая немолодому кандидату, интервьюер руководствуется мыслью, что «взрослому» сотруднику сложнее адаптироваться к новым условиям, – объясняет Вировец. – И вам надо убедить его в обратном, показать, что вы со­хранили гибкость мышления и поведения». 

Будьте упорны.

Никогда не теряйте оптимизма.

Работника обычно выбирают, сверяясь не только с его резюме, но и с впечатлением от общения с ним. ПРИМЕР: фильм «Эрин Брокович».

Можешь? Докажи!

Вы всегда хотели стать дизайнером интерьеров и даже оформили квартиры всех своих подружек, но, если верить вашему диплому, вы – инженер-экономист и потому не можете набраться смелости отправить резюме в дизайн-бюро? «­Конечно, есть профессиональные сообщества, куда вход без профильного ­образования заказан, – говорит Ольга Демидова из департамента рекрутмента компании Antal Russia. – Вы не сможете стать юристом, если не изучали право, и хирургом, если никогда не давали клятву Гиппократа». «Однако есть множество других сфер деятельности, где диплом не так необходим, – говорит Вировец. – Более того, если работодателю придется выбирать: взять опытного кандидата без подходящего диплома или человека с профильным образованием, но без опыта, то он скорее предпочтет первого. Так что смело подавайте заявку на место, акцентируя внимание на своей обширной практике». 

Помните, что все реально.

Даже если вы когда-то решили посвятить себя воспитанию детей, вы имеете право передумать: именно этим и объясните на собеседовании свое желание начать карьеру. ПРИМЕР: сериал «Хорошая жена».

Снова в новом

У вас есть и образование, и опыт работы, но вам хочется кардинально сменить сферу деятельности? Это тоже ­возможно! «Прежде чем искать желаемую вакансию, составьте список своих достоинств и навыков, которые пригодятся на новом поприще, – поясняет Егорова, – и, отталкиваясь от этого списка, составьте резюме, отмечая те знания и умения, которые могут быть восприняты как подходящий опыт. И пусть вас не смущает, что эти обязанности были не основными, главное, что вы в теме». Например, вы работали продавцом-консультантом в магазине одежды, одевали манекены, разбираетесь в моде, тканях, фасонах – поэтому можете претендовать на работу стилиста в модном журнале или имидж-мейкера. А из офис-менеджера, организующего командировки и корпоративные вечеринки, ответственного за свое­временный ремонт оборудования, доставку бумаги и в целом бесперебойную работу компании, вполне может получиться отличный продюсер. «Для начала устройтесь помощником специалиста, учитесь у него, читайте профессиональную литературу, – рекомендует Вировец, – и однажды сможете занять его место». 

Делайте то, что любите.

Превратите в работу свое хобби, ведь по-настоя­щему преуспеть можно только в деле, которое вам действительно очень нравится. ПРИМЕР: фильм «Коко Шанель».